Language
Сейчас в Минске   Погода в городах Беларуси

Главная Экономика и бизнес Условия ведения бизнеса Финансирование бизнеса

Финансирование бизнеса

В настоящее время компаниям, работающим на белорусском рынке доступны основные  классические виды финансирования развития бизнеса. Среди основных – банковское кредитование и выпуск долговых ценных бумаг. 

На территории Республики Беларусь действует 31 банк, а также открыто 8 представительств иностранных банковских учреждений.

Около половины банков Беларуси предоставляют полный набор услуг по финансированию компаний. Основными инструментами являются классические кредитные продукты, инструменты торгового финансирования, банковские гарантии, иностранные кредитные линии, лизинг, факторинг и пр. Кроме того, именно белорусские банки выступают крупнейшими эмитентами долговых ценных бумаг (облигации), а также их держателями. 

Кроме обычных локальных банков и представительств иностранных банков, белорусский бизнес имеет возможность финансировать свою деятельность и развитие за счет ресурсов международных финансовых институтов. В Беларуси наиболее активно себя проявляют Международная финансовая корпорация (часть группы Всемирного банка) и Европейский Банк Реконструкции и Развития. Данные институты на ежегодной основе вырабатывают кредитную политику в отношение страны. К сожалению, в настоящий момент, существует ряд ограничений финансирование проектов в Республики Беларусь. В первую очередь это связано с политическими и экономическими рисками.

Небольшое количество крупного частного бизнеса и государственная политика в отношении поддержки государственных компаний при помощи государственных банков привела к обострению конкуренции на рынке ставок. В итоге ставка валютного кредита для белорусского заемщика зачастую оказывается существенно ниже, чем для заемщика в России.

В силу различных обстоятельств в Беларуси до настоящего момента не сформировались полноценный набор иных инструментов финансирования, доступный для массового пользователя. К таковым можно отнести: Финансирование через IPO; через SPO; Привлечение фондов прямых инвестиций (Private equity); синдицированное кредитование; выпуск еврооблигаций; привлечение стратегических инвесторов путем M&A (слияний и поглощений).

Тем не менее, в отдельных случаях, наиболее дальновидные и продвинутые компании ведут работу и по этим направлениям. Для организации сопровождения и результативного завершения такого рода сделок требуется серьезный опыт и команда профессионалов. 

Грамотное привлечение инвестиций в капитал заключается в:

  • Постоянной и систематической работе с фондами прямых инвестиций (Private Equity funds). Привлечении средств от пула частных инвесторов, размещающего ресурсы посредством непубличной управляющей компании.
  • Использовании потенциала частного инвестирования (Private placements). Инвестиции привлекаются напрямую от  частных независимых инвесторов.
  • Консультировании при публичном размещении акций на фондовых биржах Европы и России (IPO и SPO).

«Private equity» означает вхождение пула частных акционеров посредством управляющей компании в состав акционеров (собственников) компаний для получения в будущем дивидендов с прибыли, а также в расчете на рост стоимости участия на горизонте 3-7 лет. «Private equity» будет оптимальным вариантом в случае, если бизнесмен заинтересован в создании собственной производственной линии или думает о расширении уже существующей, если планирует выкупить компанию или его часть, если необходима процедура реструктуризации или модернизации.

Частные инвестиции, в отличие от долговых обязательств, не  требуют гарантий и залогов, а также регулярной выплаты процентов.

Частным инвесторам интересно приобретение долей компании, поскольку в этом случае они становятся акционерами. Окупаемость вложенных средств напрямую зависит от эффективности, оборота и прибыльности компании. Поэтому частные инвесторы напрямую заинтересованы в поддержании компании в сложных ситуациях или демпинге на рынке. В случае необходимости, инвесторы могут внести дополнительные средства в капитал компании. Привлеченный частный капитал позволяет в значительной степени увеличить кредитные возможности компании, поскольку увеличивается соотношение размера долга к основному капиталу.

IPO (Initial Public Offering) – процесс первоначального публичного размещения акций на рынке. В результате этого акции свободно торгуются на фондовой бирже и становятся доступными для большого количества частных инвесторов. При проведении IPO для обращения становятся доступными большое количество акций, а компания получает возможность долгосрочного привлечения крупных инвестиций и решения своих текущих финансовых вопросов или проведения масштабной модернизации. IPO отличает от банковского кредита то, что деньги можно получить вне зависимости от решения определенного кредитора. Появление альтернативного источника финансирования упрощает доступ к заемным средствам, а процесс проведения IPO позволяет оценить эффективность компании и делает все внутренние финансовые процессы «прозрачными».

Появление ценных бумаг компании на бирже и проведение свободных торгов позволяет увеличить рыночную стоимость бизнеса и увеличивает его ликвидность за счет постоянного роста котировок.

Об SPO, Secondary Public Offering, говорят в том случае, если компания проводит публичное размещение акций на фондовом рынке во второй раз. Происходит это по двум причинам.

Первая причина – выпуск новых акций после проведения IPO. В такой ситуации SPO приведет к уменьшению долей акционеров в уставном капитале компании. Но в некоторых случаях дополнительный «вброс» акций может быть выгодным.

Вторая причина проведения SPO – продажа пакета акций компании после IPO действующими акционерами. В этом случае вырученные средства поступают не компании, а держателям акций, которые инициировали процесс продажи.

Эффективная организация долгового финансирования заключается в:

  • привлечении инвестиций для обеспечения сделок слияния и поглощения (LBO и MBO) при поддержке иностранных и белорусских банков;
  • консультировании по вопросам организации облигаций (долговых ценных бумаг) как на внутреннем рынке страны, так и на площадках стран России, Азии и Европы;
  • помощь и привлечение капитала со стороны международных финансовых организаций (МФК, ЕБРР, ЕАБР, ФМО и др.) и белорусских банков.