Language
Сейчас в Минске   Погода в городах Беларуси

Главная Политика Внутренняя политика Оборона

Военная политика

Сотрудничество и взаимодействие со всеми государствами – членами мирового сообщества – основа основ внешней политики Беларуси. Мирное соседство – результат соблюдения общепризнанных норм международного права, а также взятых международных обязательств, особенно в области обороны.

Концепция национальной безопасности

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь представляет собой систему взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Она содержит методологическую основу построения системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и предназначена для использования при планировании и осуществлении деятельности государственных органов по обеспечению национальной безопасности.

Белорусская военная доктрина носит сугубо оборонительный характер. Фото: Евгений Хацкевич (interfax.by).

Военная доктрина

Военная доктрина Республики Беларусь представляет собой совокупность официальных основополагающих взглядов и принципов обеспечения военной безопасности государства посредством применения политических и военных мер, конкретизирует основные направления военной политики государства, а также определяет его отношение к военным конфликтам и их предотвращению, военному строительству, применению военной силы для защиты жизненно важных интересов государства. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, международные договоры в сфере обеспечения военной безопасности и иные акты законодательства Республики Беларусь.

Провозглашая Военную доктрину, носящую сугубо оборонительный характер, Республика Беларусь исходит из того, что ни одно из государств в настоящее время не является для нее потенциальным противником и свою военную безопасность она рассматривает как состояние защищенности национальных интересов в условиях возможной трансформации военной опасности в военные угрозы государству.

Согласно Военной доктрине Республика Беларусь осуждает войну как средство реализации политики и придерживается принципа неприменения первыми Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, при разрешении возможных противоречий. Свои взаимоотношения с другими государствами Республика Беларусь строит на основе соблюдения принципов равноправия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела, иных принципов международного права, а также норм международного права. Республика Беларусь рассматривает возможность применения военной силы и участие в военном конфликте (войне) исключительно с целью отражения нападения (акта вооруженной агрессии) и защиты своей территориальной целостности, а также выступает за решение всех межгосударственных противоречий исключительно путем переговоров на взаимовыгодной основе.

Основными целями военной политики Республики Беларусь являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение угрозы развязывания войны и обеспечение гарантии национальной безопасности Республики Беларусь от возможных военных угроз.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» деятельность Вооруженных Сил основывается на Конституции Республики Беларусь, международных договорах Республики Беларусь и иных нормативных правовых актах Республики Беларусь, регулирующих деятельность Вооруженных Сил.

Приоритетным направлением деятельности по защите от внешних источников угроз безопасности Республики Беларусь в военной сфере является проведение государственной политики, нацеленной на укрепление системы общеевропейской безопасности, взаимного доверия, а также отказ от решения спорных вопросов путем применения военной силы.

Важным направлением деятельности по обеспечению безопасности Республики Беларусь в военной сфере является проведение государственной политики, нацеленной на укрепление систем международной безопасности, взаимного доверия, а также отказ от решения спорных вопросов путем применения военной силы.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республика Беларусь обеспечивает свою военную безопасность исходя из принципов оборонной достаточности и стратегического сдерживания потенциальной агрессии, отдавая приоритет невоенным средствам. Приоритетным направлением деятельности по защите от внешних источников угроз безопасности Республики Беларусь в военной сфере является проведение государственной политики, нацеленной на укрепление системы общеевропейской безопасности, взаимного доверия, а также отказ от решения спорных вопросов путем применения военной силы.

Функции и задачи Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований (военных и военизированных сил и сил безопасности) определены в Законах Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь», «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» и других законодательных актах.

Вооруженные силы Республики Беларусь

Республика Беларусь является состоявшимся, независимым, суверенным европейским государством, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса. Одновременно Беларусь, в силу своего географического положения и открытости, в полной мере подвержена воздействию большинства происходящих в мире геополитических процессов.

На фоне многочисленных войн и военных конфликтов на планете в Республике Беларусь обеспечены мир, стабильность и согласие. Именно наша страна является важнейшим фактором безопасности на европейском континенте – этот факт признан международным сообществом.

В Беларуси реализуется миролюбивая многовекторная внешняя политика и одновременно уделяется важное внимание вопросам военной безопасности страны. За 20 лет созданы современные Вооруженные Силы суверенного независимого государства, являющиеся важнейшим фактором сдерживания от попыток разговора со страной с позиции силы. В настоящее время осуществляется их дальнейшее развитие. Самое пристальное внимание уделено развитию мобильного компонента Вооруженных Сил. В подготовке войск основные усилия сосредоточены на обучении их современным способам ведения вооруженной борьбы. В качестве приоритетного направления рассматривается также совершенствование территориальной обороны как возможности обеспечения всенародного характера защиты Отечества.

Продолжается процесс оснащения белорусской армии новыми и модернизированными образцами вооружения и военной техники, ежегодно на вооружение принимается в среднем 25 новейших образцов.

Планово осуществляется закупка новых зенитных ракетных комплексов. Полностью заменен парк зенитных ракетных комплексов С-125 на С-300. В последние годы на вооружение поступили новый зенитный ракетный комплекс «Тор-М2», который по отдельным параметрам не имеет аналогов в мире, а в 2015 году – новейшие учебно-боевые самолеты Як-130, являющиеся уникальными в своем классе.

Непосредственно в Вооруженных Силах приняты на вооружение в качестве учебно-тренировочных средств беспилотные авиационные комплексы «Иркут-3», «Иркут-10», «Беркут-1», «Беркут-2», «ВР-12». Используя эти комплексы, проводятся практические исследования, направленные на разработку форм и способов эффективного  применения БАК, осуществляется подготовка квалифицированных специалистов, проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию отечественных беспилотных авиационных комплексов.

Примером реализации инновационных направлений строительства и развития Вооруженных Сил является процесс перевооружения соединений, воинских частей и подразделений связи на цифровое телекоммуникационное оборудование. Подавляющее большинство стационарных узлов связи Вооруженных Сил переоснащены на цифровое телекоммуникационное оборудование, организована работа цифровых систем передачи информации. Спроектированы и построены волоконно-оптические линии связи.

Широкую перспективу для оснащения белорусской армии самой совершенной техникой открывают разработки отечественного оборонно-промышленного комплекса. Продолжается оснащение Вооруженных Сил отечественными средствами противовоздушной обороны, такими как РЛС «Роса-РБ», комплекс радиопомех «Навес» и другими. В течение последних лет в войска поставлено более 1 250 единиц автомобильной техники производства Минского автомобильного завода. На параде войск в Минске 9 мая 2015 года была впервые представлена реактивная система залпового огня большой дальности «Полонез», испытания которой подтвердили ее высочайшие возможности.

О надежности системы обеспечения военной безопасности Беларуси свидетельствуют высокие результаты оперативной и боевой подготовки войск, а также образцовое выполнение задач в ходе крупномасштабных учений, в том числе и совместных с Российской Федерацией, таких, как «Запад-2009», «Щит Союза-2011», «Запад-2013», «Щит Союза-2015».

Высокий уровень подготовки демонстрируют Силы специальных операций Вооруженных Сил Беларуси, система подготовки которых соответствует самым современным моделям подготовки спецназа. Например, в 2015 году впервые в истории именно военнослужащие белорусских сил специальных операций совместно с российскими  десантниками совершили десантирование парашютным способом в район Северного полюса на дрейфующую льдину, продемонстрировав высокую боевую выучку.

О высоком профессионализме военнослужащих белорусской армии также свидетельствуют результаты ежегодно проводимых международных армейских соревнований. В 2015 г. Беларусь вошла в число лидеров по итогам первых Армейских международных игр, заняв третье общекомандное место из 17 стран-участниц, завоевав  3 золотых, 50 серебряных и 249 бронзовых медалей.

Активно развивается военное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации, как на двусторонней основе в рамках Договора о создании Союзного государства, так и на многосторонней – в форматах ОДКБ и СНГ. Продолжается совершенствование Региональной группировки войск (сил) и Единой региональной системы противовоздушной обороны. Ширится сотрудничество с вооруженными силами Китайской Народной Республики и других государств.

Составной частью многовекторной внешней политики Беларуси  является взаимодействие с НАТО, которое направлено на поддержание добрососедских отношений со всеми странами региона и мира. Диалог Беларусь – НАТО осуществляется в рамках Совета евроатлантического партнерства, а также программы НАТО «Партнерство ради мира». Практическое сотрудничество планомерно реализуется в различных областях на основе Индивидуальной программы партнерства сотрудничества и Процесса планирования и оценки сил ПРМ.

Отношения Беларуси с Североатлантическим альянсом отличается стабильностью, имеет практическую направленность, отвечает нашим национальным интересам и не затрагивает интересы союзнических отношений с Россией.

Таким образом, в Республике Беларусь делается все необходимое для поддержания и укрепления мира и международной стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам.

Соответствующая задача всех Вооруженных Сил и каждого военнослужащего реализована на практике. Эта готовность, коллективная ответственность военнослужащих белорусской армии есть важнейший фактор мирного развития нашей страны.

«Мы все можем сами сделать своими руками в родной Беларуси при наличии только одного условия — мира и спокойствия. И будьте уверены: как бы ни было сложно и трудно, мир и безопасность для наших граждан, тех 10 миллионов жителей и двух-трех миллионов гостей, которые прибывают к нам в страну, мы обеспечим безусловно, чего бы нам это ни стоило, потому что мир — это самое дорогое, что может быть у человека для его процветания и прогресса», — подчеркнул Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на торжественном мероприятии «Молитва за Беларусь», в ходе которого состоялась церемония закладки капсул с землей с мест погребения воинов-белорусов, погибших вдали от Родины, в крипте Храма-памятника в честь Всех Святых.

Выполнение международных обязательств 

Республика Беларусь в полном объеме обеспечивает выполнение обязательств по договорам в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь продолжение последовательного курса в сфере ядерного разоружения, участие в режимах нераспространения, выполнение посреднических функций при урегулировании конфликтов, миротворческой деятельности под эгидой ООН отнесены к одному из направлений по защите от внешних угроз национальной безопасности.

Республика Беларусь активно участвует в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности, которая является одним из неотъемлемых элементов как региональной, так и евразийской систем безопасности. Организация вносит вклад в поддержание безопасности и стабильности в зоне своей ответственности.
Беларусь принимает активное участие в процессе выработки и принятия решений и документов в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и тем самым вносит свой вклад в развитие общеевропейского диалога по вопросам сотрудничества и безопасности.

Республика Беларусь также выступает за сотрудничество на равноправной основе с Организацией Североатлантического договора и Европейским союзом в интересах укрепления европейской безопасности и стабильности.

Беларусь проводит последовательную политику в сфере нераспространения оружия массового уничтожения, разоружения и контроля над вооружениями, став первым государством, добровольно отказавшимся от имевшегося ядерного оружия, оставшегося после распада СССР.

В качестве неядерного государства Беларусь стала членом Договора о нераспространении ядерного оружия в 1993 году. Присоединившись к Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений посредством Лиссабонского Протокола от 23 мая 1992 г., Республика Беларусь выполнила свои международные обязательства и в ноябре 1996 года завершила вывод ядерного оружия с территории страны.

Являясь с 1992 года стороной Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, наша страна вывела со своей территории 584 ракеты данных видов с последующей ликвидацией на полигонах бывшего СССР. По Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) Беларусь ликвидировала 1773 боевых танка, 1341 боевую бронированную машину и 130 боевых самолетов, что составляет порядка 10% вооружений и военной техники, ликвидированных всеми тридцатью государствами – участниками Договора.

В 2000 году Республика Беларусь первой из государств – участников ДОВСЕ ратифицировала Соглашение об адаптации Договора и депонировала ратификационные грамоты.

В рамках курса на укрепление региональной стабильности, основанного на принципе всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с соседними странами во всех областях Республика Беларусь заключила договоренности о дополнительных мерах доверия и безопасности с Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Украиной, Республикой Польша.

Республика Беларусь, руководствуясь статьей 18 Конституции, строит свои взаимоотношения с другими государствами на основе соблюдения принципов равноправия, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

При поддержании своего военного потенциала Республика Беларусь учитывает законные интересы безопасности других государств, а также необходимость содействовать укреплению международной безопасности и стабильности. Беларусь осуждает войну как средство реализации политики и придерживается принципа неприменения первыми Вооруженных Сил.

Республика Беларусь активно развивает сотрудничество с приграничными государствами в целях укрепления «пояса добрососедства». Развитие двусторонних отношений в рамках «пояса добрососедства» делает процесс строительства и развития национальных вооруженных сил более транспарентным и предсказуемым, объективно способствует уменьшению риска непонимания или неправильной оценки военной деятельности.

Оборонная промышленность 

После 1991 года Беларуси удалось сохранить единую стратегию развития оборонной промышленности и гораздо быстрее, чем в других постсоветских странах, реструктурировать оборонный сектор. 

Приоритетный характер для Беларуси носит военное сотрудничество с Россией. Фото: interfax.by.Благодаря этому белорусский оборонный комплекс, ориентированный на целенаправленное развитие нишевых технологий, создал потенциал для модернизации советских и российских платформ – разумеется, в условиях тесного взаимодействия с их разработчиками и производителями. 

Это позволило не только удовлетворить внутреннюю потребность в военной технике и системах вооружения, но и стать легальным реэкспортером систем вооружения России на внешних рынках. 

В декабре 2003 года руководство страны учреждает Государственный военно-промышленный комитет. Новое ведомство берет на себя управление всем оборонно-промышленным комплексом. В стране создана надежная и эффективная система экспортного контроля, которая исключает торговлю вооружением и специфическими товарами военного назначения в обход международного законодательства. В Беларуси поставки также обязательно контролируются широким кругом ведомств с учетом международных обязательств нашей страны. 

Совершенствуя механизмы контроля над вооружениями и национальные системы экспортного контроля, Беларусь поддерживает и развивает меры доверия и транспарентности в этой области. Начиная с 1992 года, республика регулярно представляет данные в Регистр ООН по обычным вооружениям. 

Беларусь также участвует в стандартизированной отчетности ООН о военных расходах. Информация об экспорте и импорте Беларусью оружия и военной техники представляется Генеральному секретарю ООН и государствам – участникам ОБСЕ в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН решением Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности. 

Вся деятельность на рынке продукции ВПК полностью соответствует требованиям Совета Безопасности ООН. Беларусь неукоснительно исполняет все резолюции Совета Безопасности ООН, ограничивающие поставки оружия и военной техники в отдельные страны мира. 

Новые разработки 

Примерно в это же время перспективными направлениями белорусской оборонной промышленности определяются системы комплексного противодействия высокоточному оружию и боевые геоинформационные системы. Однако со временем список приоритетных направлений расширяется: сюда входят также беспилотные авиационные комплексы и их системы, информационные технологии, боевые системы сил специальных операций и сухопутных войск, системы огневого поражения. Все новейшие разработки по этим направлениям из года в год экспонируются на различных выставках вооружений и военной техники, крупнейшая из которых – MILEX. 

Новейшие белорусские разработки в области обороны (belarmy.by)На выставках демонстрируются, среди прочих, наиболее успешные предприятия белорусского ОПК: это компании-разработчики военных оптических приборов и оптоэлектронных систем, а также особо сложной оптико-механической аппаратуры. Компании-экспоненты демонстрируют космические, авиационные, топографические, спектрозональные, фотограмметрические системы и комплексы, а также приборы лазерного и ночного видения и прицелы для стрелкового оружия. 

Выставки, подобные MILEX, – хорошая реклама белорусской оборонной промышленности. Однако среди зарубежных заказчиков популярностью пользуется и та продукция, которой реклама уже не нужна. В первую очередь, это подвижные средства военного назначения, в частности белорусские тягачи, хорошо зарекомендовавшие себя еще в советские времена. Эти автомобили по-прежнему широко используются для подвижных ракетных комплексов и других систем Вооруженных Сил Беларуси и ближнего зарубежья.