Language
Сейчас в Минске   Погода в городах Беларуси

Главная Политика Внутренняя политика Пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь

Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь выступает одной из важнейших составляющих системы социальной защиты населения.

Пенсионным обеспечением охвачен каждый нетрудоспособный, постоянно проживающий на её территории, независимо от гражданства, деятельности в прошлом и других обстоятельств. На начало 2016 года в республике пенсию получает почти треть населения  (27,1 процента).

Большинство граждан пенсионируется  по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее-Закон). Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и некоторых других лиц  осуществляется согласно специальным законам.

Законом предусматривается назначение и выплата трудовых пенсий:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца (в том числе сиротам);
  • за выслугу лет;
  • за особые заслуги перед республикой.

Трудовая пенсия  по возрасту на общих основаниях предоставляется:  мужчинам — по достижении 60 лет,  и наличии стажа  работы не менее 25 лет, женщинам – по достижении  55 лет и наличии не менее 20 лет стажа работы. Кроме того, обязательным условием для  назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет является уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения Республики Беларусь (далее — страховые взносы) в течение 15 лет, а для назначения досрочных пенсий родителям детей-инвалидов, многодетным матерям (родившим и воспитавших 5 и более детей), инвалидам с детства, инвалидам войны, матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам — не менее 5 лет.

Для реализации права на пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца установлены льготные требования по стажу инвалида или кормильца, а продолжительность уплаты страховых взносов значения не имеет (т.е.  требуется только факт уплаты инвалидом или умершим кормильцем страховых взносов). Размеры трудовых пенсий определяются с учётом прошлого стажа (до 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин) и заработка до назначения пенсии, с которого уплачивались страховые взносы (ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=4), а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=5) для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин). Размер пенсии по инвалидности также зависит от группы инвалидности.

В стаж для исчисления размера пенсии  включаются периоды работы (иной деятельности) с  уплатой страховых взносов, а также иные социально значимые виды деятельности (служба в армии, уход за малолетними детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности), уход за ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы и т.д.).

Трудовые пенсии в 2015 году при назначении исчисляются из заработка за 21 год подряд стажа работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), из которого произведена уплата страховых взносов, а за другие периоды деятельности, которые включены в стаж в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Ежегодно (с 2016 г.) период для исчисления заработка увеличивается на 1 год.

Исчисленный размер пенсии не может быть менее установленного законодательством минимального размера пенсии.

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. При этом с 1 января 2015 года социальная  пенсия гражданам, не выработавшим минимальный (15-летний, а для отдельных категорий – 5-летний) страховой стаж, назначается  мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет. Данное условие не применяется в отношении детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.

В целях  поддержания уровня пенсионного обеспечения  периодически производятся перерасчеты пенсий:

  • в связи с ростом средней заработной платы (перерасчитываются трудовые пенсии) в пределах имеющихся пенсионных средств;
  • в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (перерасчитываются минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии).

Пенсионное обеспечение лиц, работавших на территориях государств, с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры (соглашения) в области социального (пенсионного) обеспечения, осуществляется с учетом положений указанных договоров (соглашений). К таким договорам (соглашениям) относятся:

  1. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения  от  13  марта  1992 г.;
  2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12 сентября 1995 г.;
  3. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины  о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 декабря 1995 г. ;
  4. Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении от 4 февраля 1999 г.;
  5. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве  в  области  социального  обеспечения  от 24 января 2006 г.;
  6. Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29 февраля 2008 г.;
  7. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года (вступило  в силу 15 июля 2014 г.). В настоящее время ведется работа над проектом административного соглашения о применении Соглашения.

Принимаемые в последние годы в республике меры в области пенсионного обеспечения направлены на стимулирование граждан к длительной легальной трудовой деятельности и зарабатыванию пенсии, мотивацию трудоспособных граждан к получению пенсии в более старших возрастах, а также на пресечение иждивенческих установок.

Гарантии в области обязательного пенсионного обеспечения и страхования могут дополняться программами добровольного дополнительного пенсионного страхования, которые предлагаются страховыми организациями.