Language

Главная Туризм Знаменательные даты

550-летие обретения Жировичской иконы Божией Матери и 500-летие со дня основания Свято-Успенского Жировичского монастыря

В 2020 году в Республике Беларусь состоятся празднования по случаю 550-летия обретения чудотворной Жировичской иконы Божией Матери и 500-летия со дня основания Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря, расположенного в Слонимском районе Гродненской области.

Центральной датой торжеств станет День памяти Жировичской Божией Матери, который ежегодно отмечается 20 мая. Традиционно в этот день паломники со всех уголков Беларуси и других стран посещают Жировичский монастырь, чтобы поклониться чудотворной иконе.

История Слонимского района

Слонимский район в современных административных границах является лишь частью исторического Слонимского повета, который входил в состав Новогрудского воеводства Великого Княжества Литовского, поэтому ряд исторических памятников, тесно связанных со Слонимщиной, находится на сегодняшний день в соседних районах. Большинство усадебных комплексов региона принадлежало представителям различных аристократических родов (Огинских, Пусловских, Орд, Слизней).

Наличие в Слониме и его пригородах ряда архитектурных памятников, а также богатое историческое прошлое само по себе делает город привлекательным для внутреннего и внешнего туризма. Его историческое наследие представляет несомненный интерес как для граждан соседних стран, так и дальнего зарубежья. С городом тесно связаны жизнь и деятельность ряда государственных и культурных деятелей эпохи Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой (Льва Сапеги, Михала Казимира Огинского).

До сих пор в центре современного города сохранилось левобережное замчище, где в XVI – XVII вв. стоял небольшой деревянный дворец (т.н. Верхний замок). Слоним являлся не просто административным центром повета и староства, но и местом, где в 1597 – 1685 гг. проходили Генеральные сеймики (съезды) шляхты ВКЛ. На них съезжались сенаторы и послы на Вальный сейм Речи Посполитой от всех поветов ВКЛ. На съездах согласовывались позиции всех земель по важнейшим вопросам, рассматриваемым на общем сейме, и вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться при принятии решений на Вальном сейме.

Туризм в Слонимском районе

Cлонимский район – это территория с уникальными традициями и историческими достопримечательностями. Привлекательность для туристов и гостей Слонима обусловлена не только культурно-историческими сооружениями, памятниками архитектуры, природными объектами, но и яркой и насыщенной фестивальной жизнью, показом восстановленных традиций, развивающейся инфраструктурой.

Туристическая инфраструктура Слонимского района включает гостиницы, туристические фирмы, кафе и рестораны, железнодорожный и автомобильный вокзалы, объекты историко-культурного наследия (замки, церкви, костелы, мемориальные комплексы, старинные усадьбы, памятники, дворцово-парковые комплексы), музеи, театры, кинотеатры, зоопарк, развлекательные центры, агроусадьбы, объекты активного отдыха (спортивные комплексы, бассейны, фитнес клубы, тренажерные залы), заказники, охотничий комплекс, центр детско-юношеского туризма с турбазами в г.Слониме и д.Шиловичи.

Наиболее популярными объектами притяжения туристов в Слонимском районе и городе Слониме являются Свято-Успенский Жировичский монастырь, Альбертин (бывшая резиденция крупных землевладельцев Пусловских), Спасо-Преображенский собор, Ансамбль Андреевского костела.

Ежегодно клубными учреждениями культуры Слонимского района проводится множество культурных мероприятий, среди которых: открытый региональный фестиваль «Полонез», районный фестиваль «Христославы», открытый фестиваль «Жировичский фест» в честь празднования явления Жировичской иконы Божией Матери, праздник ремесел «З крыніц адвечных прыгажосці», районный праздник-конкурс «День добрый, соседи», фестиваль «Павловский каравай», областной фестиваль образцовых театральных коллективов «Слонімскія цудадзействы» и другие.

Сеть из велодорожек в Слонимском районе имеет общую протяженность около 40 км.

Также на территории Слонимского района существует туристический маршрут «Золотое кольцо Слонимщины, проходящий через: Большие Шиловичи – Жировичи – Русаково – Партизановка – Новодевятковичи – Мижевичи – Селявичи – Великая Кракотка – Озерница – Клепачи – Сынковичи (Зельвенский район) – Поречье – Павлово – Новоселки – Деревная – Петралевичи.

Жировичский Свято-Успенский монастырь

Cвято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь Белорусской Православной Церкви расположен в агрогородке Жировичи Слонимского района Гродненской области. Это один из главных центров белорусского православия и крупнейших в стране архитектурных ансамблей XVII–XVIII веков.

Документы свидетельствуют, что первая церковь на месте обретения первоначальной иконы Божией Матери Жировичской была основана в 1493 г. владельцем Жировичей Иваном (Солтаном) Александровичем. Возможно, церковь была восстановлена сразу же после пожара 1520 г., в котором сгорела и сама икона. Каменная церковь начала возводиться в 1560-е гг.

После продажи имения Жировичи в 1609 г. знаменитому публицисту Ивану (Яну) Мелешке, тот передал в 1613 г. монастырь униатам, а затем подарил ему ряд земель и ценностей. В этом же году монастырь получил богатые земельные пожалования от Доминика Солтана и Льва Сапеги. Последний также передал монастырю знаменитое Жировицкое Евангелие XV века. После пожара в 1655 году большая часть строений была уничтожена и позднее воссоздана из камня.

Постепенно Жировичи стали одним из крупнейших религиозно-просветительских центров. При монастыре действовали семинария и школа для светских лиц, имелась богатая библиотека. На поклонение образу приезжали короли Владислав IV Ваза, Ян Казимир Ваза, Август ІІ и Станислав Август Понятовский. Покровительство знатных особ и коронация образа в 1730 гг. еще больше приумножили славу монастыря.

С архитектурной и исторической точки зрения большой интерес в монастыре представляет Успенский собор с иконостасом XVII века, а также Крестовоздвиженская церковь, которая является уникальным для Беларуси сооружением – копией римской Санта Скала – Святой Лестницы, ведущей в папскую капеллу Святая Святых.

В конце XVIII – начале XIX в. Жировичский монастырь являлся резиденцией униатского епископа Брестского, а затем Литовского. В 1828 г. в Жировичах была открыта семинария для подготовки униатского духовенства.

После ликвидации униатской церкви в 1839 г. Жировичский монастырь становится православным. В 1845 г. духовная семинария была перенесена в Вильно, а в Жировичах было образовано духовное училище, которое действовало до 1915 г.

Во время Первой мировой войны, в 1915 г., когда к Жировичам приблизился германо-российский фронт, ценности и имущество монастыря были вывезены в Москву. Жировичская чудотворная икона находилась в Покровском соборе (Храм Василия Блаженного) в Москве.

После окончания Первой мировой войны Жировичский монастырь стал восстанавливаться. Однако после заключения в 1921 г. Рижского мирного договора он оказался в составе Польши. В 1924 г. польские власти разместили в части монастырских зданий сельскохозяйственно-лесничую школу, которая просуществовала там вплоть до 1939 г. При этом в монастыре жили 10 монахов.

В 1938 г. впервые в истории монастыря Жировическая чудотворная икона была выненсена из собора и в специально устроенной повозке была провезена по приходам Гродненской епархии.

В послевоенные годы монастырь также оставался действующим, причём в начале 1960-х годов дал приют сёстрам двух закрытых женских монастырей – Гродненского Рождество-Богородичного и Полоцкого Спасо-Евфросиниевского.

В XX столетии в Монастыре жили видные иерархи Русской православной церкви: в 1912-1915 годах – епископ Гермоген (Долганёв), с 1965 года до кончины в 1978 году – архиепископ Ермоген (Голубев).

В 1945 году на территории Свято-Успенского Жировичского монастыря были открыты богословско-пастырские курсы, преобразованные в 1947 году в Минскую духовную семинарию. Начиная с 1959 года, набор абитуриентов в семинарию прекратился, а в 1963 году семинария «самоликвидировалась».

21 апреля 1988 г. в монастыре состоялся епархиальный съезд клира и мирян Белорусской православной епархии по случаю 1000-летия крещения Руси.

В 1989 году благодаря Митрополиту Филарету (Вахромееву), ныне почётному Патриаршему Экзарху всея Беларуси, духовная семинария вновь была открыта. В 1991 году Минской духовной семинарии был присвоен статус высшей духовной школы.

В 2007 году ансамблю Свято-Успенского монастыря в агрогородке Жировичи в составе Успенского собора, декоративного оформления Успенского собора (роспись на конхе, орнаментальный декор на сводах, иконостас, боковые алтари), Богоявленской церкви, Крестовоздвиженской церкви, колокольни, здания семинарии, жилого корпуса, хозяйственных построек был придан статус историко-культурной ценности 1-й категории.

В комплекс монастыря входят пять храмов и примыкающие постройки: Явленский и Крестовоздвиженский храмы, Успенский собор, звонница, зимний храм во имя святителя Николая Чудотворца, храм в честь великомученика Георгия Победоносца, здание семинарии, жилой монастырский комплекс, трапезная и хозяйственные постройки.

Центром ансамбля является Успенский собор, соединенный крытыми переходами со зданием семинарии и жилым корпусом, на первом этаже которого имеется арочный проезд. Здание семинарии формирует парадный двор перед апсидой собора. Около восточного крыла семинарии расположен прямоугольный двор, окруженный одноэтажными корпусами. К юго-востоку от собора находится Явленский храм. В восточной части территории монастырского комплекса на самом высоком месте возвышается Крестовоздвиженский храм, являющийся доминантой ансамбля.

Успенский Собор. Как главный храм монастыря строился на протяжении 1629-1680 гг. Памятник архитектуры стилей барокко и классицизма. Представляет собой каменную 3-х нефовую крестово-купольную базилику (длина более 55 м, высота около 40 м) с полукруглой апсидой. С северной и южной сторон к собору примыкают приделы Покрова Пресвятой Матери Божьей, Рождества Иоанна Крестителя.

Изначально собор был построен в стиле барокко. На главном фасаде располагались угловые башни. После реконструкции 1828 года храм приобрел черты классицизма: башни были разобраны, заменена форма светового барабана и купола, в декоре использован дорический ордер.

Интерьер собора сохранил барочный характер. Центральный овальный купол поддерживают массивные столбы, в сечении имеющие форму креста. В северо-западной части храма на монументальной 3-пролетной аркаде расположены хоры, парапет которых декорирован дорическим фризом. Под апсидой размещена крипта с родником.

Главный декоративный элемент интерьера 3-х ярусный деревянный иконостас XVII века, конструктивную основу которого составляют поярусные колоннады коринфского ордера. Барочное декоративное оформление иконостаса включает объемные позолоченные изображения голов херувимов, различные раковины, гирлянды, виноградную лозу и листья. Богатством орнаментальной резьбы выделяются позолоченные царские врата. В боковых нефах находятся иконостасы меньших размеров, выполненные во 2-ой половине XIX века. Для обеспечения сохранности иконы иконостаса переданы в Национальный художественный музей Республики Беларусь.

В пристройке с севера Успенского собора размещается зимняя церковь во имя святителя Николая Чудотворца, которая первоначально называлась Онуфриевской, прямоугольная в плане. В 1847 году в ней был установлен иконостас, вписанный под арку свода.

Наиболее раннее изображение XVIII века находится в куполе, на сводах и в апсиде. На западной стене находится художественная композиция «Страшный суд». На стенах и 4-хгранных столбах – изображения в полный рост святителей, апостолов, пророков. Масляная роспись интерьера выполнена в начале XX века, она закрывает более древнюю роспись.

Богоявленская церковь (церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы) находится за собором в центре монастырской территории. Построена в 1672 году из кирпича на месте деревянного храма, существовавшего с XVI века. В 1796 году была перестроена.

Памятник архитектуры барокко. Относится к типу безбашенных 1-зальных храмов. Главный фасад имеет форму щита, который выходит за границы основного объема. В качестве алтаря в храме используется камень, на котором, по легенде, явилась Божья Матерь. В подалтарной крипте храма в 1881 году был похоронен минский архиепископ М.Голубович.
Крестовоздвиженская церковь расположена на самой высокой точке монастыря. Построена в 1769 году. Церковь символизирует Голгофу. Сразу от дверей храма начинается лестница – символ той, по которой Иисус Христос поднимался на суд к римскому прокуратору Понтию Пилату. Лестница занимает половину храма, ранее имела иллюзорное продолжение на алтарной стене, что создавало впечатление глубины интерьера. Восхождение вело к изображению «Распятия» (не сохранилось или оштукатурено), также не сохранились на стенах изображения со страданиями Христа. Сейчас интерьер оштукатурен и побелен, апсида выделена плоской перегородкой иконостаса. Памятник архитектуры рококо.

Георгиевский (Юрьевский) храм построен в XVIII веке в виде прямоугольного сруба из дерева. Храм находится на старом кладбище, на северо-западной окраине Жировичей, на так называемой «Юрьевой Горке».

С возникновением кладбища и строительством храма связаны события периода Северной войны 1700-1721 годов.

Храм представляет собой простейший тип строения с пятигранным апсидным прирубом. Храм накрыт двускатной крышей. У западного фасада имеется небольшой барабан с куполом. Этот декоративный элемент выделяет главный фасад постройки. Апсида выделена небольшим выступом. Декоративный акцент интерьера – иконостас с накладной резьбой.

Храм является памятником народного зодчества с чертами барокко. Под полом храма захоронен прах известного писателя, протоиерея Плакида Янковского (1810-1872).

Здание семинарии находится с северо-восточной стороны Успенского собора. Построено в XVII-XVIII веках. В 1870 году реконструировано литовским епархиальным архитектором Т.Савичем. Памятник архитектуры барокко. 3-этажное П-образное здание. Архитектурный декор скромный. Планировка галерейная, коридоры и подвалы перекрыты крестообразными сводами.

Хозяйственный корпус находится с северо-западной стороны монастыря. Памятник архитектуры барокко XVIII века. Одноэтажное П-образное в плане строение.

Колокольня размещается напротив Успенского собора. Построена в 1828 году из кирпича. Памятник архитектуры позднего классицизма, квадратное в плане 2-ярусное строение, логически связанное с собором единой удлиненной планировочной осью. Заканчивается полусферическим куполом по аналогии с собором.

Братский корпус (жилой корпус) соединен с собором с северо-западной стороны переходом над воротами, имеет вытянутый объем.

Жировичская икона Божией Матери

Жировичская икона Божией Матери – одна из главных христианских святынь, покровительница Беларуси, входит в число 100 наиболее почитаемых православных икон. Это самая маленькая из богородичных икон.

Икона представляет собой камень яшму округлой формы с рельефным изображением Богородицы с младенцем на руках, величиной всего несколько сантиметров (5,6 х 4,4 см), опаленная пожаром, немного треснувшая от огня и времени. Находится слева от Царских Ворот собора, освященного в честь Успения Богородицы.

Среди белорусских чудотворных икон Жировичская является единственной, выполненной в плоском рельефе на камне. Жировичская икона относится к иконографическому типу Умиление.

Согласно легенде в 1470 году юные пастухи, пасшие стада боярина Александра Солтана, зашли далеко в лес и среди ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они отнесли образ в дом Солтана, рассказав ему об обстоятельствах находки. Боярин не обратил внимания на рассказ пастухов и положил икону в ларец. Вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он ее не нашел. На следующий день пастухи пришли на прежнее место и вновь увидели на груше ту же икону в сиянии. Как и накануне, они отнесли ее боярину, который на месте явления иконы построил деревянную церковь.

Около 1520 года в селении случился сильный пожар, во время которого исчезла чудотворная икона. Согласно легенде через некоторое время дети увидели на камне Божию Матерь – в руках была исчезнувшая икона. Поспешившие к месту явления люди нашли на камне чудотворную икону. Это событие считается вторым явлением Жировичской чудотворной иконы Божией Матери.

На месте сгоревшего храма построили новый, куда и поместили святыню. Одновременно внук Солтана Иван Александрович начал строительство новой большой каменной церкви.

После основания в Жировичах в 1520 году мужского монастыря икона постоянно находилась в его стенах. Во второй половине XVII века она была хорошо известна и почитаема среди верующих, а монастырь, впоследствии, стал одним из главных мест паломничества в Речи Посполитой. Начиная с короля Владислава IV, совершившего 9-10 декабря 1644 года паломничество в Жировичи к чудотворному образу Божией Матери, сложилась традиция приезжать на поклонение Жировичской иконе накануне важных событий в жизни государства. Король Ян Казимир совершил паломничество в Жировичи в 1651 году, отправляясь в поход против Богдана Хмельницкого, а король Ян III Собеский с сыном – 29 апреля 1683 года накануне битвы с турками под Веной. В XVIII веке короли Август III и Станислав Август Понятовский приезжали в Жировичи для поклонения чудотворной иконе. После совершения 8 сентября 1730 года коронации Жировичская икона Божией Матери стала пятой из коронованных икон в Речи Посполитой.

В 1915 году Жировичская икона в серебряном окладе вместе с другими ценностями была эвакуирована в г.Москву и хранилась в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного на Красной площади), а после его закрытия – в Екатерининском мужском монастыре в г.Видное Московской области. В январе 1922 года стараниями настоятеля Жировичского монастыря архимандрита Тихона (Шарапова) икона была возвращена в Жировичи. В 1938 году с Жировичской иконой совершались многолюдные крестные ходы по городам и деревням Западной Беларуси.

День памяти Жировичской Божией Матери отмечается 20 мая. В этот день паломники со всех уголков Беларуси и других стран посещают Жировичи, чтобы поклониться иконе.