Language
О Беларуси
Сейчас в Минске   Погода в городах Беларуси

Главная Экономика и бизнес Основные отрасли экономики Транспорт и коммуникации Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт Беларуси

Для многих жителей Беларуси железнодорожный транспорт – это один из наиболее комфортных, надежных и доступных вариантов путешествий. История Белорусской железной дороги началась более 150 лет назад – в 1862 году, когда было открыто движение поездов на участке Гродно-Поречье.  
Сегодня БЖД занимает лидирующие позиции на национальном рынке транспортных услуг. Ежегодно железнодорожный транспорт в Беларуси перевозит более 140 млн. тонн грузов и 90 млн. пассажиров, обеспечивая свыше 60% общего объема грузооборота страны и 30% – пассажирооборота.

Структура Белорусской железной дороги

Белорусская железная дорога включает в себя 29 организаций, каждая из которых имеет статус юридического лица; 7 обособленных структурных подразделений (филиалов); а также 3 представительства за рубежом – в России, Казахстане и Польше. Всего на БЖД работает свыше 79 000 человек. Среди них – представители около 500 профессий. Железнодорожники чтут свои традиции – на магистрали работает около 400 трудовых династий.
Белорусская железная дорога – это 572 пассажирских остановочных пункта и 320 пассажирских станции, 19 крупных вокзалов, в том числе 4 – внеклассных. Железнодорожным транспортом в среднем в сутки перевозится более 200 тыс. человек.
Организацию перевозок грузов обеспечивают 370 станций: из них 9 сортировочных и 27 грузовых. Среднесуточный объем погрузки превышает  200 000 тонн.

Пассажирские перевозки

«Беларуская чыгунка» – бренд с мировым именем. Сегодня пассажирское железнодорожное сообщение связывает Беларусь с Парижем, Ниццей, Берлином, Варшавой, Прагой, Бухарестом, Веной, а также столицами и административными центрами России, Украины, Литвы, Латвии, Казахстана.
В сообщении с Российской Федерацией, Украиной, Литвой, Латвией, Польшей и Казахстаном курсирует до 34 пар поездов постоянного обращения формирования БЖД. В том числе Белорусская железная дорога  формирует 6 международных фирменных поездов, из которых 5 в сообщении с Российской Федерацией и 1 со столицей Украины.
В последние годы система пассажирских железнодорожных перевозок в Беларуси значительно преобразилась. Сегодня перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования осуществляются в следующих видах сообщений:

  • городское (городские линии);
  • региональное (региональные линии);
  • межрегиональное (межрегиональные линии);
  • международное (международные линии);
  • коммерческое (коммерческие линии). 

Дизель-поезд серии ДП3 на маршруте Минск-Пассажирский — Национальный аэропорт «Минск»

Городские линии представляют собой перевозки пассажиров в пределах города Минска, областного центра и за их пределы, но не далее станций (остановочных пунктов), расположенных в городах-спутниках. Сегодня современные 4-вагонные электропоезда городских линий  связывают Минск с тремя городами-спутниками: Заславлем, Руденском и Смолевичами.

Неизменным спросом у пассажиров пользуются поезда региональных линий бизнес-класса. 19 ноября 2011 г. открыто регулярное движение по маршрутам Минск–Барановичи–Минск и Барановичи–Брест–Барановичи, а спустя полтора месяца поезда региональных линий бизнес-класса начали курсировать по маршруту Минск–Орша–Минск. Проведенные работы по модернизации инфраструктуры и электрификации участка Осиповичи–Бобруйск позволили, начиная с 6 апреля 2013 г., осуществлять перевозки поездами региональных линий бизнес-класса между Минском и Бобруйском.

С мая 2013 г. введены новые маршруты поездов региональных линий бизнес-класса на участках Орша–Кричев–Коммунары, Коммунары–Могилев; в сентябре 2013 г. – на участке Минск–Жлобин; в 2014 году – на участке Минск-Молодечно.

Региональные линии эконом-класса обеспечивают транспортное обслуживание сегмента пассажиров, не охваченных линиями бизнес-класса, и являются наиболее массовым видом перевозок.

Межрегиональные линии представляют собой перевозки пассажиров между Минском и областными центрами, а также между самими областными центрами республики. В зависимости от скорости доставки в пункт назначения, количества остановок на пути следования межрегиональные линии подразделяются на бизнес- и эконом-класс.

Движение поездов межрегиональных линий бизнес-класса осуществляется на направлениях, связывающих столицу с Брестом, Гомелем и Витебском.

Международные линии – перевозки между Республикой Беларусь и другими государствами. Они обеспечивают пассажирское сообщение между городом Минском, областными центрами республики и столицами, а также отдельными регионами других государств.

Белорусская железная дорога уделяет большое внимание повышению качества обслуживания пассажиров, обновлению подвижного состава. В рамках Государственной программы развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы, БЖД было приобретено 7 пассажирских тепловозов; 16 электропоездов производства швейцарской компании «Stadler Bussnang AG»; 9 дизель-поездов различной составности разработки польской компании АО «PESA Bydgoszсz».

Поезд региональных линий бизнес-класса

Порядок приобретения проездных документов

Продажа билетов на Белорусской железной дороге полностью автоматизирована и осуществляется через АСУ «Экспресс-3».

Для реализации проездных документов на поезда региональных линий эконом-класса и городских линий по банковским платежным карточкам установлены платежно-справочные терминалы самообслуживания.

В феврале 2011 г. введена в эксплуатацию система продажи проездных документов Белорусской железной дороги на сайте www.poezd.rw.by.

Внедрена электронная регистрация при покупке билетов через Интернет, которая позволяет пассажиру осуществлять поездку в поезде в соответствии с оплаченным через Интернет заказом без оформления проездного документа в кассе.

Преимущества транзита

Выгодное геополитическое расположение Белорусской железной дороги на перекрестке II и IX общеевропейских транспортных коридоров, на стыке колеи 1435 мм и 1520 мм определяет ее роль важнейшего связующего звена между странами Европы и Азии. Сегодня приоритетным направлением деятельности БЖД является развитие транзитных перевозок. Доля транзита в общем объеме грузовых перевозок по белорусской магистрали составляет около 30%.

В Беларуси сформировался ряд устойчивых железнодорожных направлений транзитных грузопотоков. В первую очередь, это транспортировка грузов в порты Латвии по маршруту Заольша-Бигосово, а также в сообщении с Калининградской областью и Литвой. Важны перевозки в страны Евросоюза и обратно в рамках Общеевропейского транспортного коридора  №II, а также между странами Балтийского и Черного морей в рамках Общеевропейского транспортного коридора №IX.

Передача грузов на БЖД в сообщении Восток-Запад-Восток осуществляется по трем пограничным переходам: Брест-Тересполь, Брузги-Кузница Белостоцкая и Свислочь-Семянувка. На границе с Польшей сосредоточены основные мощности перегрузочной и складской инфраструктуры, имеется значительный потенциал организации перегруза массовых грузов. На грузовых терминалах оказывается полный комплекс услуг по обработке и хранению грузов различной номенклатуры.

Белорусская железная дорога готова обеспечить надежное транспортное сообщение между Китаем и странами Европы, стать оптимальным транспортно-логистическим звеном в реализации масштабных проектов в сфере экономики и транспортной логистики.

На протяжении последних лет стабильно растет число регулярных грузовых контейнерных поездов, курсирующих между Китаем и Западной Европой. Сегодня по БЖД регулярно курсируют такие  поезда как:

  • Китай — Польша (Чэнду-Лодзь);
  • Китай — Германия (Чэнчжоу — Гамбург);
  • «Новый шелковый путь» Китай — Германия (Чунцин-Дуйсбург);
  • «BMW» Германия — Китай  (Лейпциг — Шэньян);
  • «Форд» Германия — Китай (Дуйсбург — Чунцин);
  • «Сауле» Литва – Китай;
  • Китай — Германия (Вухань — Гамбург);
  • Китай — Испания (Иу — Мадрид).

«Пежо-Ситроен-Мицубиси» – контейнерный поезд, курсирующий с заводов концернов «Пежо», «Ситроен», «Мицубиси»

Модернизация инфраструктуры

Стратегической целью Белорусской железной дороги является  модернизация инфраструктуры. Один из важнейших проектов в данной сфере –  электрификация железнодорожных линий.

Сегодня  полностью электрифицированы железнодорожные линии в рамках II общеевропейского транспортного коридора.

Реализуется масштабный инвестиционный проект по электрификации участков Гомель-Жлобин-Осиповичи и Жлобин-Калинковичи IX общеевропейского транспортного коридора. В сентябре  2013 года был реализован первый этап данного проекта – открыт участок Жлобин-Осиповичи.

После завершения электрификации участка Жлобин-Гомель эксплуатационная длина электрифицированных участков БЖД составит 1091,2 км или 19,5% от общей протяженности магистрали.

В сентябре 2015 года Белорусская железная дорога приступила к электрификации участка Молодечно-Гудогай-госграница.

Большое внимание уделяется развитию инфраструктуры грузового хозяйства. В том числе в 2015 году БЖД завершила модернизацию Городской товарной станции Колядичи, входящей в структуру Транспортно-логистического центра Минск, в результате чего были  значительно увеличены ее мощности по хранению и переработке грузов. Сегодня станция Колядичи – это важнейшее звено в организации экспортно-импортных грузовых перевозок по Белорусской железной дороге, включая контейнерные. На станции Колядичи осуществляется обработка и перевалка грузов в регионы Беларуси, а также в страны СНГ, Балтии и дальнее зарубежье с использованием возможностей железнодорожного и автомобильного транспорта.

Сотрудничество с зарубежными странами

Белорусская железная дорога активно сотрудничает с железнодорожными администрациями стран СНГ, Балтии, Европейского союза и дальнего зарубежья, а также участвует в деятельности таких международных транспортных организаций как:

  • Совет по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества;
  • Организация сотрудничества железных дорог;
  • Международный Союз железных дорог;
  • Координационная конференция по планированию и реализации перевозок в международном пассажирском сообщении
  • Международная ассоциация «Координационный Совет по Транссибирским перевозкам».

Контейнерный поезд «ZUBR» позволяет соединить порты Балтийского и Черного морей.

Представительства Белорусской железной дороги за рубежом:

  • в Российской Федерации 

Россия, 125047, г. Москва, пл. Тверской заставы, 5а, офис 219,
Тел./факс (+7 499) 262 94 27,
khvalko1955@mail.ru

  • в Республике Казахстан 

Казахстан, 010000, г. Астана, ул. Д. Кунаева, 6,
Тел. (+7 7172) 60 04 99, факс (+7 7172) 60 04 98,
nmskzh@tut.by

  • в Республике Польша

Republic of Poland, PL 00-681 Warsaw, ul. Hoza 63/67,
Phone: tel./fax (+48 22) 47 44 080, tel. (+48 22) 47 44 822
bcpolen@pkp.pl